Индийская свадьба (продолжение)

Одежда и украшения

Индийские свадебные наряды молодожёнов всегда изящно и богато украшаются, т. к. призваны сосредоточить всё внимание гостей на вступающей в брак паре.
Индия – большая страна, каждая часть которой отличается особыми нюансами верования. Поэтому однозначно описать свадебный наряд невозможно. Есть лишь определённые моменты, общие для большинства штатов. Остальное зависит от географического положения, национальности, обычаев или касты и класса, к которым относится семья девушки.
Традиционный наряд индийской невесты состоит из праздничного сари и ещё 15 обязательных элементов.
Чаще, в качестве одежды для свадебного ритуала, выступает красное сари. Этот цвет символизирует непорочность невесты и будущее семейное счастье. Ему отдают предпочтение жители северной Индии и Бенгалии. Жёлтый означает процветание. Наряды этого оттенка надевают невесты из штатов Утар-Прадеш и Химачал-Прадеш. Зелёный – знак плодородия. Его почитают в штате Махараштра. Оранжевый, бордовый и пурпурный тоже встречаются. А вот чёрный цвет – символ тьмы и невежества, и белый – вдовства и траура – для свадебного наряда не подходят. Хотя в Ассаме, Бихаре и Западной Бенгалии свадебное сари как раз белое. Это лишнее доказательство того, насколько многообразны индийские традиции.
Само одеяние представляет собой прямоугольный отрез ткани 1,1 м на 7 м (в среднем). Кроме того, этот наряд включает в себя обязательные составляющие: топ «Чоли» и нижнюю юбку.

индийские свадебные наряды


Материалом для сари служат шёлк, тонкий хлопок или шифон. Наиболее популярна Кин-Квэб – шёлковая парча из Варанаси.
Рисунок ткани тоже варьируется в зависимости от района страны. Это бывают цветы, птицы, слоны или, например, храмовые мотивы. По краю идут лианы и так же изображения цветов. Иногда окантовка и край ткутся отдельно от основы одеяния.
Сари украшают блёстками, бисером, стразами, зеркалами, вышивкой золотыми и серебряными нитями. А самые дорогие варианты – кусочками кораллов, жемчугом и драгоценными камнями. Поэтому его вес в отдельных случаях превышает 10 кг.
Если невеста может себе позволить дорогое сари ручной работы, то ей не следует переживать за его эксклюзивность. Мастер разработает неповторимый рисунок для наряда, и уничтожит все эскизы по окончании работы.
Драпировка тоже играет важную роль, т. к. создаёт неповторимую форму свадебного облачения. Всего насчитывается более ста вариантов ношения сари. Но чаще всего невеста оборачивает лоскут дважды вокруг бёдер, закрепляет один конец на поясе юбки, одновременно формируя складки спереди. Свободный конец она перебрасывает через плечо, прикрывая тканью грудь. Выходя на улицу, девушка покрывает им голову, словно шалью.
Свадебный наряд поддерживает «Камарбанд» – золотой или серебряный пояс, инкрустированный драгоценными камнями.
Кроме этого, невеста украшает себя серьгами «Карн Пхул», тяжёлым золотым ожерельем «Хаар», кольцом для носа «Натх» и тремя видами браслетов: «Баджубанх» (носят выше локтя), «Паял» (серебряные ножные браслеты со звенящими колокольчиками) и «Чудиян». Последние невеста носит на запястьях. Их красный цвет – символ её замужества.
Глаза девушка подводит чёрным, этот элемент носит название «Каджал», а на её лоб ставится точка «Бинди». Иногда одна большая красная точка в центре лба дополняется мелкими белыми, расположенными над бровями. Также это могут быть причудливые узоры. Свадебная причёска невесты «Кешапашарачана» представляет собой косу с вплетёнными в неё живыми цветами.
На пробор помещают ювелирное украшение «Мангтика», а в процессе свадебного обряда жених покрывает пробор красной краской. Это явление называется «Синдур». Ещё один элемент наряда – кольцо-зеркальце «Аарси», надеваемое на большой палец руки. Вместо духов невеста использует «Итар» – эфирные масла с различными ароматами.

Свадьба

Вечером накануне свадьбы проводится обряд, именуемый «Санджит». Сначала собравшиеся ужинают и веселятся. Отметим, что все трапезы, начиная с помолвки и заканчивая свадебным застольем, включают в себя исключительно растительную пищу и молочные продукты. Мясо не едят совсем. Затем невесту наряжают в специальное одеяние, которое сжигают, после прочтения положенных молитв. Потом девушка до утра находится в своей комнате, избегая общения с мужчинами, не являющимися её родственниками.

Свадьбу традиционно играют вечером. С самого утра и до этого момента молодым нельзя ничего есть. Жених в национальном костюме, состоящем из узких штанов, длинного расшитого золотом платья и красного пояса, приезжает к дому невесты на слоне или лошади, сопровождаемый родственниками. Прогресс всё же повлиял на ритуальную составляющую свадебной церемонии, т. к. теперь молодой человек может выбрать в качестве транспорта автомобильный кортеж.
Мать невесты встречает жениха и ставит ему на лоб красную точку «Тилак». Таким образом она благословляет его и ограждает от всякого зла. Далее, молодого человека ведут к невесте, ожидающей его в богато украшенном шатре, где уже развели огонь. Там под чтение молитв они, стоя лицом к лицу, обмениваются цветочными гирляндами. Теперь они обвенчаны.
Затем отец невесты совершает обряд передачи дочери её будущему мужу. Тесть вкладывает правую руку невесты в правую руку жениха и омывает их ладони водой, слушая священные мантры.

жених и невеста в Индии

После этого руки молодожёнов обвязывают лентой в знак крепости будущего союза. И наступает пора «Гатхабандхан» – действа, заключающегося в привязывании конца свадебного сари к поясу жениха. Этот узел нельзя трогать на протяжении всей свадьбы.
В следующем обряде «Ладжа Хома» принимает участие брат новобрачной. Он сыплет рис в ладонь девушки, расположенную над ладонью ей будущего супруга. При этом часть зёрен просыпается через её пальцы. Рис она бросает в огонь, прося бога Яму о долголетии и процветании для мужа.

Кульминация свадьбы – ритуал «Агни Париная». Молодые, держась за руки, обходят трижды по кругу священный огонь по часовой стрелке. Каждый круг символизирует одну из трёх жизненных основ: дхарму – религию, артху – богатство и каму – любовь. В некоторых районах Индии невеста проходит третий круг в одиночку. А иногда новобрачные идут в обратную сторону по четвёртому кругу, обращаясь к мокшу – связи с нематериальным миром.
После совершают «Саптапади» – ритуал обращения к богу. Жених и невеста вместе, ступая с правой ноги, делают семь шагов по направлению к северу. Прося тем самым высшие силы даровать им благополучие, процветание, крепкое здоровье, душевные силы, счастье, долгую совместную жизнь и достойных потомков.
Завершает церемонию жених. Он покрывает пробор невесты красным порошком киновари, тем самым, признавая девушку своей супругой. Ещё он дарит ей в знак любви золотое свадебное ожерелье.
Далее, молодых благословляют брахман, родители и другие родственники. И все переходят к пышному праздничному угощению. Веселье длится целую ночь.
После этого девушка прощается со своей семьёй и едет в дом мужа. Там пару встречают сёстры молодого человека и родственницы более зрелого возраста, которые разбивают кувшин с подсоленной водой на пути мужчины, с целью отвернуть от него любое зло. Невеста на пороге опрокидывает правой ногой ёмкость с рисом и драгоценностями – символ достатка и процветания. Затем погружает босые ступни в плоскую ёмкость с разбавленной молоком киноварью. И ступает дальше по белому материалу, расстеленному на полу, привлекая удачу в семью.

Из всего написанного выше можно сделать вывод, что свадебная церемония в Индии весьма сложный процесс. И благодаря этому он ещё более интересен стороннему наблюдателю, воспитанному в другой культуре. Если вы загорелись идеей побывать на подобном торжестве, то советуем поехать в Индию в феврале. Там в это время наступает весна, влажность убывает, а жара ещё не успевает набрать силу. Поэтому молодые пары выбирают именно это время, чтобы связать себя священными узами.

<< Предыдущая статья Следующая статья >>
 
все для свадьбы
свадебные аксессуары